Может быть, кто-то из вас знает, что есть такой когнитивный психолог, которого зовут… Кольберг. Он проводил ряд исследований и…выявил, как он считал, тогда, в 70-е годы, некоторую парадигму морального развития личности. Что есть вот социализация разного типа, и есть такая социализация, когда люди становятся зрелыми моральными существами. Он на экспериментах это делал, и в качестве модели взял социализацию мальчиков. И выявил этот исследователь, что существуют значимые различия между вот этой вот моральной социализацией мальчиков и девочек и что мальчики…моральные суждения у них когда такие зрелые возникают, и они решают разные нравственные проблемы, они сразу апеллируют к категориям права, к категориям рациональности. А девочки обсуждают все в категориях контекста и отношений. Ну вот так это звучит очень…и вот мораль «мальчиковая», маскулинная модель вот этого морального сознания считается нормативная, а вот эта «девочкина» – она считается ну как бы недоразвитой, они просто м…ну, я немножечко упрощаю и вульгаризирую аргумент, но пример его, исследование его заключалось в том, что он ставил, значит, перед испытуемыми ситуацию, которая являлась нравственной дилеммой – предположим, что как вы поступите, если кто-то из ваших близких будет при смерти, а вы должны получить лекарство, а аптека закрыта, предположим…и вот решая этот интеллектуальный эксперимент, мальчики обсуждают, что они, видимо, будут совершать правонарушение, да, или не будут его совершать, и в общем, к закону, к юридической рамке обращались. А девочки говорили все время о том, что вот они договорятся, найдут адресок, пойдут, поспрашивают, и в общем, не надо будет нарушать закон, и убедят.

Ну вот, конечно, это не единственный эксперимент, который проводил Кольберг. И главное, что Кольберг вот объяснил, что правильное, зрелое моральное сознание – это вот образец мальчиковый, а вот девочковый – такой вот, значит, еще незрелый. Они должны только стремиться к этой… И Кэрол Гиллиган, которая тоже когнитивный психолог, она этот результат переосмысливает и говорит: может быть, все-таки не существует иерархии морального сознания? Может, эти две равновесные модели и способы решения дилеммы, просто связанные с различиями социализации? Может быть, они должны работать как принципы дополнительности? Вот отношенческая нравственность, контекстуальная, которую мы видим в случае девочек, и вот эта рациональная…да, и из этой идеи Кэрол Гиллиган возникает идея о том, что существует определенная вот эта этика отношений, да, связанная с ориентацией на другого, вниманием к другому. Она построена не на принципах утилитаризма, не на принципах выгоды и не на принципах конкурентности, и даже не на принципах справедливости. А на принципах внимания к другому и удовлетворения его потребностей.